Надо писать диплом, активно уже писать, а я всё не соберусь. Стала перечитывать прошлогодний курсач, ибо диплом должен из него "вытекать", а там такооое... любой культуролог позавидует, а вот филолог будет долго бить по голове чем-нибудь тяжёлым.
И как только меня с таким пронесло...Тема моя была - гомоэротическая любовь в литературе на примере некоторых романов.
Далее интересные
культурологические факты по теме.
О происхождении слова и понятия "гомосексуализм" (можно почитать подробнее в книге Мондимора):
читать дальше ... Как пишет Ф. Мондимор, слово "гомосексуализм" впервые появилось в 1869 году в памфлете, написанном в форме открытого письма министру юстиции Германии (нем. homosexualitat). Автор памфлета, Карл Мария Кертбени (1824-1882), был одним из учёных, положивших начало развитию представлений о сексуальной ориентации. В то время идея о том, что склонность к людям своего пола может быть неотъемлемым свойством личности, была если не новой, то всё равно достаточно смелой, потому как со времён античности, когда гомосексуальные связи были частью культуры, прошло несколько сотен лет, в течение которых многое изменилось. Многие цивилизации пережили расцвет и падение, прежде чем появилось слово и даже само понятие "гомосексуальность". Для того чтобы понять гомосексуальность сегодня, Мондимор считает важным уяснить, «как гомоэротическая чувственность вписывалась в эти древние культуры».
Исследователи справедливо отмечают, что в древнегреческом и латинском языках нет слова, которое можно было бы перевести как "гомосексуальность". Одной из причин этого можно считать тот факт, что обществах существовало другое понимание сексуальности...Отличия современного общества от древнегреческого:
читать дальше...Как справедливо отмечают исследователи, в конце XX века высшим проявлением сексуальности обычно считаются постоянные, заботливые отношения двух людей, основанные на взаимном уважении и ставшие результатом свободного выбора. Романтическая любовь восхваляется, рассматриваясь в качестве прелюдии к более глубокому связующему процессу, к "счастью навечно", которого жаждут многие из нас. Эти формы двусторонних отношений являются основой для рождения детей, их воспитания и существования семьи в нашей культуре; романтическая любовь ведет к браку, сексуальным отношениям и продолжению рода. Подобный взгляд на сущность, цели и идеальные формы сексуальных отношений сформировались под влиянием главенствующей около двух тысяч лет христианской идеологии.
Анализ древнегреческого общества открывает, что продолжение рода и сексуальность там не были связаны подобным образом. Для продолжения рода секс был необходим, и брак считался единственным узаконенным путем половых отношений, но, по крайней мере, для мужчин, существовало также множество форм получения сексуального удовольствия и вне брака. Так как ни нравственные нормы десяти заповедей, ни идея романтической любви еще не функционировали активно в европейской культуре, мужчине не приходилось хранить верность в браке, чтобы пользоваться уважением. (Однако эти правила существенно отличались в отношении женщин.)...Про смысл гомосексуальности, как культурного феномена (подробнее читать К.Палью):
читать дальше В первой главе своей книги «Личины сексуальности» итальянская исследовательница проблемы гендера К. Палья обращается к вопросу влияния природы на человека. «Совершенно невозможно понять секс и гендер, не выяснив своего отношения к природе». Действительно, природа – это то, что существовало изначально, а общество – лишь искусственная конструкция, созданная человеком, чтобы как-то защитить себя от сил природы. Изначально жизнь человека начиналась с бегства и страха. Культура, религия были призваны отвлечь человека от вечного страха, они были противопоставлены природе. Чтобы убежать от хаоса природы, а природу саму можно понимать как хаос, были созданы различные социальные институты. И, конечно, самым величайшим «изобретением» человечества, «оружием», с помощью которого оно собиралось победить хаос, стала культура. К. Палья называет сексуальность и эротизм «причудливой точкой пересечения природы и культуры», так как секс – это сфера, где встречаются человек и природа, секс – это инстинкт, который обусловлен природой. Именно поэтому эротика, как пишет К. Палья – это «область, находящаяся за гранью приличий, она и проклята и притягательна».
Из-за невозможности понять природу была создана культура, но секс – это тоже природа: «секс невозможно понять, потому что невозможно понять природу».
В доисторические времена существовал культ земли, общество поклонялось женскому началу. «От начала времён женщина казалась таинственным существом. Почитая, мужчина боялся её. Она – то тёмное чрево, что вытолкнуло его из себя и готово вновь поглотить». Но переход от культа земли к культу неба оттеснил женщину в низшую сферу. Как считает К. Палья, именно объединённые стремлением защититься от феминной природы, мужчины изобрели культуру. Был избран культ неба, что прямо противоположно культу земли.
В мировой мифологии очень много демонических архетипов женщины, которые представляют её неуправляемую близость к природе. Эта традиция проходит от доисторических идолов к литературе и искусству, а от них – к современному кино. Так появляется образ «роковой женщины» - femme fatale. «Чем решительнее побеждает природу запад, тем чаще появляется, словно возвращение вытесненного, роковая женщина. Она – призрак нечистой по отношению к природе совести Запада. Она – моральная двусмысленность природы, злая луна, всё время рассеивающая туман наших оптимистических надежд».
Таким образом, в устоявшейся системе мировидения, женщина может быть воспринята как воплощение природы, женщина дарует жизнь, но в то же время преграждает путь к свободе, не позволяя убежать от природы. Женщина – земля, которая не пускает к небу. Поэтому гомосексуальность можно считать доблестной попыткой победить природу и избежать роковой женщины. Именно поэтому в греческой культуре секс с женщиной воспринимался как грубая проза жизни, как необходимость продолжения рода, не одухотворенная истинным чувством любви. По-настоящему прекрасными, преданными, связанными с небом и богами считались взаимоотношения двух мужчин.